21-23 ноября в Сочи прошёл I Всероссийский конгресс туроператоров

0

В работе конгресса, организованного по инициативе Федерального агентства по туризму, Российского союза туриндустрии и Ассоциации «Турпомощь», принимали активное участие члены ассоциации «Мостурпул». Генеральный директор туроператора «НТК Интурист» В.А.Тополкараев выступал модератором секции «Внутренний туризм – новый этап развития: рост или стагнация». Спикерами секции выступали генеральный директор туроператора «Роза ветров» С.Н.Зенкин и Т.С.Козловская. По многочисленным просьбам публикуем доклад Т.С.Козловской, генерального директора федерального туроператора «Интерс-Рус», генерального директора ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул», руководителя проекта по развитию экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки», члена Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, прозвучавший 22 ноября 2016 года в Сочи.

Роль и место туроператоров в развитии экскурсионного туризма в субъектах РФ. Взаимодействие с региональными администрациями и объектами туристического рынка

Во-первых, необходимо отметить, что в настоящее время идет очень мощная информационная и финансовая поддержка внутреннего туризма со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. Давайте посмотрим, какое влияние оказала такая поддержка на развитие экскурсионного туризма в субъектах РФ? Экскурсионные туры – это визитная карточка любого региона. Именно с обзорной экскурсии начинается знакомство туристов с городом, экскурсионные программы сопровождают и другие виды туризма: деловой, отдых, горные лыжи и т.д. Почему мы не видим в экскурсионном туризме того прироста, который всюду озвучивается?

Туроператор - ключевая фигура в туризмеПопробуем проанализировать. Перед вами схема работы туроператора по экскурсионному туризму. Экскурсионные туры – это самый сложный турпродукт. При разработке турпродукта туроператор вступает в договорные отношения с отелями, объектами питания, транспортными предприятиями и т.д., формирует турпродукт, который реализуется через турагентства частным и корпоративным клиентам. Деятельность туроператора можно сравнить с работой перерабатывающего предприятия, только вместо магазинов у нас работают турагентства, которые продают клиентам наши турпродукты.

Туроператоры-международники вышли более 20 лет назад на зарубежный рынок, и у нас получилось практически на пустом месте без государственной поддержки создать туротрасль выездного туризма в России, которая работала много лет. Почему нам удалось достаточно быстро поднять на ноги и раскрутить выездной туризм, фактически работая на чужом рынке? Прежде всего потому, что мы пришли на строго структурированный организованный рынок, который работал и работает по схеме, указанной выше. Верхнюю часть схемы мы отрабатывали за рубежом, вторую — у себя дома, в России. До недавнего времени у серьезного крупного или среднего туроператора в сбытовой цепочке было задействовано от 10 до 20 тысяч турагентств.

А теперь зададимся вопросом: почему не получается в своей родной стране нарастить те же объемы на рынке внутреннего экскурсионного туризма? За рубежом туроператор — ключевая фигура в туризме, все участники туристического рынка понимают это и стараются оказать им поддержку специальными ценами, рекламной поддержкой, участием в расходах на продвижение, субсидиями и т.п., в том числе и со стороны госорганов.

Что происходит у нас?

Картинка меняется. В России регулятор туристического рынка представлен в лице Министерства культуры, Ростуризма, администраций различных уровней на местах. Почему-то регулирование рынка сегодня, в основном, сводится к регулированию деятельности только туроператоров. На наш взгляд, регулятор рынка должен не только регулировать деятельность туроператоров, но и быть нашим первым защитником и помощником. За рубежом каждая отрасль защищена со стороны государства. Попробуй провести экскурсию в Венеции без лицензии — штраф 2000 евро. Попробуй подвези на экскурсионном автобусе случайного туриста из Парижа в Амстердам — это уже каботаж! Со всеми вытекающими последствиями. Встречаются даже парадоксальные факты: иностранные государства стоят на защите интересов наших туроператоров, например, принимая документы на визы только от туристических компаний, внесенных в реестр туроператоров.

Тем временем, у нас существует целая когорта, назовём их мягко нетуроператорами, которые фактически ведут незаконную туроператорскую деятельность по экскурсионному туризму. Это школьные учителя и родители, которые самостоятельно вывозят детей на экскурсии и в туры, это структуры с различной степенью участия государства, в том числе государственные бюджетные учреждения дополнительного образования, Центры туризма и краеведения, которые имея административный ресурс и получая зарплату от государства, подрабатывают в качестве туроператоров, это многочисленные event-агенства, которые даже выходят на тендеры и заключают госконтракты, не имея никаких фингарантий, я уже не говорю про турагентства, фонды, детско-юношеские организации, социально ориентированные некоммерческие организации, образовательные центры и др. Кто их останавливает? Почему нет контроля в госзакупках? Где у нас в этом случае регулятор рынка? Где региональные администрации?

Более того, региональные администрации сами создают подведомственные учреждения ГБУ и ТИЦы, которые запрашивают у туроператоров для отчетности экскурсионные маршруты и туры, а потом, используя полученную информацию, сами начинают выполнять роль туроператоров, включая административный ресурс. На схеме видно, как левая и правая части буквально сжимают туроператорский бизнес и тем самым сводят его на нет. У них есть гарантированная государством зарплата, они, в отличие от туроператоров, не платят ни за аренду помещений, ни за рекламу, ни налоги. Это же свердоходный бизнес, мечта любого предпринимателя!

Мы считаем, что необходимо ограничить участие государственных организаций (как ГБУ, ТИЦы, ГКУ и др.) в туроператорской деятельности. Получается, что администрации, вместо того, чтобы создавать условия для развития бизнеса, наращивания объемов туроператорам, создают им недобросовестных конкурентов, которые используют режимом протекции и финансовой поддержки для дестабилизации рынка. У туроператоров пропадает всякое желание развивать внутренний туризм, если нет гарантий, что завтра плоды их труда не пожнут люди, попросту прильнувшие к бюджету.

Что делать?

В первую очередь, провести структурирование рынка. Нетуроператоров, получающих государственное финансирование на совершенно другие виды деятельности в туроперейтинге, быть не должно. Необходимо расчистить рынок и создать условия для деятельности экскурсионных туроператоров, особенно осуществляющих деятельность в сфере детского туризма. Будучи в Уфе, я услышала от руководства Госкомитета по предпринимательству и туризму, что туроператоры не хотят работать в детском туризме. Спрашиваю туроператоров: «Почему?» Оказывается, там полностью властвует Республиканский «Центр туризма и краеведения»: вывозят детей в туры, не имея никаких фингарантий. При таком попустительстве мы потеряем целое направление!

По детскому туризму

Детский туризм. туры для школьников, экскурсии для школьных групп

2 марта 2016 года были внесены изменения в 132-й Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором появилось определение детского туризма – это «туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя».

Детский туризм выделен в приоритетное направление государственного регулирования (часть 2 статьи 4).

Уже с 2017 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет относиться «реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях». То есть, через месяц региональным администрациям придется заниматься детским туризмом.

По сборным экскурсионным турам

Мы все, туроператоры и турагентства заинтересованы в том, чтобы в каждом регионе были сборные экскурсионные туры, когда индивидуальные туристы обслуживаются по групповой цене, куда мы могли присоединить наших туристов от одного человека. Для этого экскурсионные туроператоры должны объединяться на местах и заниматься реализацией сборных туров. Это трудно, сложно, т.к. мы все конкуренты, но это необходимо для раскрутки региона. Пример «Мостурпула» говорит, что это возможно.
Объединившись в Ассоциацию московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул», мы добились, что тур 2 дня в Москве с отелем и с экскурсионной программой стоит от 4 000 руб., включая комиссию турагентству. По маршруту «Московская неделя» туристы могут приехать в любой день недели в Москву, туроператорами ежедневно выполняется экскурсионная программа, и мы несем за нее консолидированную ответственность.

По деятельности Комитета по импортозамещению АТОРа

Сейчас у нас есть такая интересная деятельность: региональные туроператоры разрабатывают маршруты, передают их администрациям, администрации передают их АТОРу, АТОР едет, инспектирует, принимает и рекомендует их для продажи федеральным туроператорам. То есть, забрали туры у одних туроператоров, передали другим. Все заняты работой — результат нулевой! Для создания сборных туров, когда индивидуальные туристы принимаются по групповым ценам, необходимо объединиться туроператорам именно на месте, создавать турпродукт, который лучше них не сделает никакой федеральный туроператор.

На самом деле, «Комитет по импортозамещению» отнюдь не способствует консолидации на местах. Региональные туроператоры рассчитывают туры на группы от 10 человек. Каждый туроператор, кто во что горазд. Я так понимаю, что расходы по продвижению этих «одобренных» туров «Комитет по импортозамещению» решил переложить на федеральных туроператоров. Ни один туроператор даже федерального масштаба не вытянет целый регион! В основных задачах, стоящих перед странами, развивающими туризм, (по рекомендации ЮНВТО) указана необходимость государственного финансирования продвижения и рекламы. Региональные администрации должны взять на себя расходы по продвижению своих регионов, т.е. реклама в СМИ и интернете, инфотуры для турагентств, роадшоу и т.д.

А вот инспектирование региона на предмет создания экскурсионных туров могут сделать федеральные туроператоры и составить аналитическую справку по состоянию дорог, наличию отелей, объектов питания, транспорта и т.д. Администрации на местах могли бы оказать помощь местным туроператорам в налаживании связей с объектами туристического рынка, с отелями и другими средствами размещения, которые, как правило, предлагают неадекватные цены, в то время как туроператорская цена должна быть на 50-70% ниже цены, что называется «от стойки». Необходимо вводить туроператорские цены для индивидуалов и для организованных групп. При тех ценах, которые сейчас предлагают отели в регионах, создать конкурентоспособный экскурсионный турпродукт не представляется возможным. Регулировать это можно, например, на этапе классификации отелей.
Взаимодействие туроператоров с объектами показа.

Сейчас у большинства объектов показа одна большая проблема: нет посетителей. Насколько велика роль туроператоров в продвижении и заполнении музеев и других городских достопримечательностей? Если у музеев нет лояльности к туроператорам, то туроператор, как правило не включает его как объект посещения в свои программы. Не надо изобретать велосипед. Необходимо задуматься над скидками для туроператоров. Туроперейтинг – это бизнес, а бизнес пойдет в ту сферу, которая приносит прибыль, туда, где есть условия для получения прибыли.

Детский туризм

Региональные администрации должны вкладывать деньги в стимулирование развития детского туризма. Дети всегда являются хорошими промоутерами — это всегда поток, всегда экскурсионные группы! Высокий уровень развития детского туризма – это и высокая оценка работы регионального Правительства субъекта РФ. Значит у региона все в порядке не только с детским туризмом, но и с безопасностью, образованием и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Примером может служить проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки», который выполняет образовательные и воспитательные функции для детей и способствует заполнению музеев, отелей, транспорта, причем в том числе и во время учебного года, т.к. это образовательные туры.

Живые уроки - экскурсионно-образовательный туризм: туры для школьных групп, экскурсии для школьников, приём групп, туры по России

Менее, чем за год в проект включились 12 субъектов РФ, в том числе Республика Хакасия, Чувашская Республика, Свердловская область, Республика Бурятия, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Пермский край, Астраханская область, Воронежская область, Кировская область, Курганская область и Челябинская область. Востребованность данного проекта основана на сочетании образования и туризма.

Живые уроки - экскурсионно-образовательный туризм: туры для школьных групп, экскурсии для школьников, приём групп, туры по России

Участие в проекте «Живые уроки» предполагает:
-создание в каждом регионе системы детских образовательных экскурсий, внутрирегиональных и межрегиональных маршрутов, разработанных по единым требованиям и утвержденных Экспертным советом;
-обеспечение высокого уровня оказываемых услуг и добровольную сертификацию туроператоров, экскурсоводов, объектов размещения, питания, показа и т.д.;
-проведение межрегиональных мероприятий туристско-образовательной направленности (конкурсов, фестивалей, форумов для детей);
-совместное продвижение экскурсионно-образовательных ресурсов регионов-участников проекта (выпуск каталогов, размещение на сайте, участие в выставках и др.);
-обмен группами.

Многие, из выше перечисленных условий мы хотели бы воплотить в «Живых уроках».
С чем бы мы хотели обратиться к власти? Давайте будем регулировать туристический рынок, а не туроператоров!

Предлагаю внести в резолюцию конгресса:

1. Провести структурирование туристического рынка на федеральном и региональном уровнях. Создать условия для развития туроператорской деятельности и обеспечить защиту туроператоров на уровне государственных институтов. Нельзя допускать, чтобы туроперейтингом занимались непрофессионалы.

2. Считать туроператорской деятельностью выполнение 2 услуг и более (например, экскурсия + транспорт).

3. Не допускать к участию в государственных закупках, корпоративных тендерах, торгах и прочих конкурсных процедурах, связанных с туроператорской деятельностью, организации не имеющие соответствующих фингарантий.

4. Запретить ГБУ, ТИЦам и другим организациям с государственным участием заниматься туроператорской деятельностью, создавая тем самым недобросовестную конкуренцию туроператорам.

5. Ввести туроператорские тарифы в объектах туристской инфраструктуры: отелях, музеях и др.

6. Допускать к туроператорской деятельности в сфере детского туризма туроператоров, имеющих стаж в туризме не менее 5 лет.

7. Возложить на региональные правоохранительные, антимонопольные и административные органы функцию контроля за ведением незаконной туроператорской деятельности и соблюдением добросовестной конкуренции на туристическом рынке.

Комментарии

комментариев

Поделиться

Оставить комментарий